Социальный проект

Тема: Развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста, в том числе, детей с ограниченными возможностями, через непосредственное общение с животными Экзопарка «Высоковское». 

 

Выполнила: педагог -  психолог 1 кв. категории, Томилова Н.О.


Дата реализации: 2012 год

Цель проекта:
Создание образовательной, воспитательной и психотерапевтической среды, через непосредственное взаимодействие с животными Экзопарка. 

Задачи проекта:
•    стимулирование когнитивной функции,
•    формирование эстетического вкуса,
•    формирование воспитательной и обучающей функций детей дошкольного и школьного возраста,
•    формирование здорового образа жизни,
•    профилактика девиантного поведения,
•    осуществление психотерапевтической и реабилитационной функций,
•    привитие навыков ухода за животными,
•    формирование позитивной эмоциональной сферы.
•    Развитие духовности.

Участники проекта
•    дети раннего возраста от 0 до 3 лет,
•    дети дошкольного возраста,
•    учащиеся школ,
•    воспитанники детских домов,
•    дети с ограниченными возможностями,

Актуальность
Многие детские врачи: педиатры, аллергологи, невропатологи, а также, психологи, логопеды и дефектологи, сводятся к единому мнению, что присутствие животного в доме, действует на ребенка позитивно.

Психологи отмечают психотерапевтический эффект в общении с домашними любимцами, будь то, собачка, или овечка. В наш стремительный век, у родителей, порой, не хватает времени, на разговоры и беседы. Вот тут то и приходят на помощь наши верные друзья, наши домашние животные. Так, кошки и собаки, помогают малышам справиться с нервной возбудимостью, и благотворно влияют на деток, склонных к истерикам и капризам. Обращаясь к возрастной психологии, возраст 3 лет, который именуется «кризисом 3 лет», определение которому дал Л.С.Выготский, характеризуется склонностью к капризам. И помочь ребенку легко и безболезненно преодолеть этот момент, помогают домашние зверушки. Также общение помогает неуверенным в себе деткам, повысить свою самооценку, и научиться побеждать страх перед общением с посторонними людьми. Собака, как известно, прекрасный способ борьбы с гиподинамией (малоподвижностью). Она приучает к распорядку дня, формирует чувство ответственности, внутренней собранности и организованности, как черт характера, заставляет много времени проводить на свежем воздухе. Неоценимую поддержку оказывают животные для детей, находящихся в стрессовых ситуациях: после болезни, на этапе выздоровления или реабилитации детей с ограниченными возможностями или в ситуациях развода. Ребенок получает эмоциональную разрядку и поддержку. Какая собака, не лизнет руку или щечку, маленькому хозяину? Положительные эмоции, которые дает ребенку присутствие животного в семье, стимулируют выработку эндорфинов, гормонов счастья. И благодаря этому, ребенок находится в ситуации психологического комфорта, что благоприятно влияет на работу головного мозга.

Многие родители, категорически отказываются заводить домашних животных, в силу распространенного мнения об аллергии. Американскими врачами, проводился рад исследований в этом направлении, и было доказано, что в семьях, где содержат кошек или собак, вопреки распространенному мнению, дети менее подвержены аллергическим заболеваниям.

Давно доказан тот факт, что те дети, которые постоянно общаются с домашними животными, психически более уравновешены. Взаимодействуя с животными, ребенок, сам по себе, становится более уравновешенным, жизнерадостным, спокойным и уверенным в себе.

Безусловно, общение ребенка и взрослых с животными, приносит радость и незабываемые впечатления, при условии, что и взрослые должным образом с ними обращаются и ухаживают за ними. Правильное обращение с животными учат ребенка гуманности и доброте. А это дорогого стоит! Учеными проводилось исследование, в ходе которого, изучали влияние домашних питомцев на детей от 3 до 6 лет. В ходе данного исследования группой ученых, было установлено, что у детей сформированы способность к сопереживанию и хорошие коммуникативные навыки. Формируется продуктивное взаимодействие и обратная связь с животным. Вся любовь к животному, прямопропорционально возвращается к ребенку в процессе их общения. Большую роль животные оказывают на формирование интеллектуального показателя. Так, дети узнают, что есть доктор для животных, который называется ветеринар. Ребенок понимает и усваивает информацию об уходе и питании животного. Расширяет понимание о многообразии животного мира,  породах того или иного животного. Так, катание на лошадях, называется ипотерапия, человек, дрессирующий собаку, называется кинолог, ученый, занимающийся изучением поведения и особенностей жизни птиц, орнитолог. Согласитесь, что не каждый взрослый человек знаком с такой терминологией, а когда столь узкой терминологией оперирует в разговорной речи ребенок, это свидетельствует о его уровне интеллектуального и общего развития. В ходе взаимодействия ребенка с животным, расширяется и формируется речь, увеличивается речевая активность. Дети любят разговаривать с животными, а те, в свою очередь, являются прекрасными и благодарными слушателями. Таким образом, животные оказывают эмоциональную поддержку и в случае необходимости, выражают сочувствие. 

Согласно результатам исследований, проведенных американскими учеными, важными факторами, приводящими подростков к наркотикам, являются общая холодная атмосфера в семье и то, что они ни за кого не отвечают и ни о ком не заботятся: ни о младших сестренках и братишках, ни о четвероногих питомцах. Впрочем, это вообще факторы, порождающие асоциальное поведение. Частыми гостями Экзопарка являются дети из детских домов. Таким образом, через взаимодействие воспитанников с животными, осуществляется и превентивная функция.

Взаимодействие с домашними животными в какой-то мере может восполнить ребенку дефицит человеческих контактов, в том числе и телесных.

Иметь животное дома, несомненно, дополнительная ответственность для всей семьи. Необходимо следить за здоровьем животного, своевременно делать необходимые прививки, содержать животное в чистоте. И ребенок, непосредственно, принимает в заботах о животном участие. Он учится заботиться: вовремя налить чистой воды, вымыть миску, принести сена кролику, угостить кролика капустным листочком или морковкой, вовремя вывести собаку на улицу, напомнить родителям, что в выходные необходимо животному сделать тримминг – свозить животное в клинику, подстричь ногти. 
•    Итак, что мы воспитываем в детях, через общение с животными. Ухаживая за своими животными, дети получают первые трудовые навыки. У них появляются собственные обязательства перед их подопечными. Что способствует развитию самостоятельности и ответственности. 
•    В процессе общения с животным миром ребенок формируется как духовная личность. Он учится проявлять заботу и бережное отношение вначале к своему пушистому или пернатому другу, а впоследствии, ко всем окружающим. 
•    Наблюдая за домашними животными, рассматривая их внешний вид, поведение в различной обстановке: во время игры, кормления и сна – дети приобретают первые научные знания о животном мире. Их нельзя сравнить с книжными знаниями, они появляются в процессе непосредственного общения, что намного ценнее. 
•    Играя с домашними питомцами,  ребенок получает сенсорное развитие. Через органы чувств он воспринимает величину, форму, цвет. Определяет расположение животного в пространстве. При непосредственном контакте с ним распознает фактуру кожного покрова.
•    Контактируя с домашними животными, дети развивают свое логическое мышление. Отслеживают причинные связи и делают свои первые логические умозаключения.
•    Животные побуждают ребенка к творчеству. Он стремится в доступной для него форме изобразить понравившееся животное: вылепив его из пластилина или нарисовав в альбоме, зачастую создавая сюжетные картинки, тем самым развивая свое творческое мышление. Или же сочиняя стишки, а то и целые рассказы о своем питомце. 

    Прекрасная возможность приобщения детей к животным, имеется в «Экзопарке Высоковское», который расположен в живописном месте Вологодской области, в Усть - Кубенском районе, в 70 км.от города, на берегу Кубенского озера.  Действительно, Экзопарк для наших широт  является уникальным по своей сути и единственным «райским, экзотическим уголком». Среди хвойного леса, в прекрасных условиях содержатся различные животные. Это павлины, страусы, белки, еноты, сова, ястребы, охотничьи, серебряные и алмазные фазаны, цесарки, китайские карликовые куры, мраморные индюки, кролики породы «бельгийский фландр», соболь, хорьки, енотовидные собаки, овечка, а также, серебристо – черные и красные лисицы. 
Экзопарк «Высоковское» находится неподалеку от древнейшего на Европейском Севере Спасо-Каменного монастыря. 
С некоторого времени, Экзопарк расширился, усовершенствовался, и теперь, с недавних пор, радушно раскрывает свои двери для туристов и отдыхающих. В наш стремительный век, ценности остаются неизменными. После трудовых будней, семьи с детьми, молодые и пожилые пары, стремятся на лоно природы. Сколько восторга, неописуемой радости и позитивных эмоций доставляет людям общение с природой и животным миром! Как приятно угостить морковкой гигантского кролика породы «Бельгийский фландр», покормить с ладони теплым хлебушком овечку Долли, поймать в пруду зеркального карпа или белого амура, и затем, вновь отпустить в пруд.

Территория Экзопарка ухожена и поистине необычайно красива. Гостей встречает великолепный, подстриженный газон, резной колодец, баня, проточный ручей, отделанный дикими камнями и пруд с белыми амурами и зеркальными карпами. Попадая на территорию Экзопарка, посетители и гости оказываются в настоящей сказке. 
Гостей этой сказки встречают вежливые и радушные экскурсоводы, которые интересно и живо повествуют об особенностях животных. Согласитесь, это очень наглядно демонстрирует детям и взрослым пример заботы о животных, прививает и воспитывает любовь к братьям нашим меньшим, формирует их познавательную активность.
Приведу выдержки из отзывов посетителей Экзопарка. 

«Богатейшая коллекция животных просто поражает воображение. Находясь здесь, мы, взрослые, как дети, испытываем неподдельный восторг от всего увиденного».

 «Жизнь имеет смысл, если она похожа на праздник. А здесь праздник, где хочется находиться, как можно дольше, наслаждаясь общением с этими удивительными животными, которым созданы все условия. Уверена, что в самую лютую стужу, ненастную осень, воспоминания о днях, проведенных в этом чудесном месте, согреют душу».

Именно здесь, в этой сказке, можно услышать голоса времен, почувствовать исконный дух земли русской, увидеть истинную красоту!

Нам приятно осознавать, что нашими частыми гостями бывают дети из Детских домов, летних лагерей, школ, дошкольных образовательных учреждений, центров социальной помощи семье и детям. Какое счастье, подарить им хорошее настроение и  незабываемые впечатления!

Реализация проекта подразумевает плотное взаимодействие с Департаментом образования Вологодской области, дошкольными и средними образовательными и социальными учреждениями, с детскими домами, с детскими учреждениеми по Вологодской области, чтобы увеличить приток посещаемости детьми Экзопарка «Высоковское» и систематизировать реабилитационную, образовательную, воспитательную работу с детьми. Наладить взаимодействие с педагогами и социальными педагогами города Вологды.

В целях позитивной заинтересованности детей,  предлагаю, использовать рисуночную терапию, по окончании экскурсий. Организовывать выставки детских работ. Проведение   бесед   об  особенностях поведения и жизни представленных животных и экскурсий, позволит детям получать информацию когнитивного характера. Осуществление кормления детьми таких животных, как овечки, кроликов, курочек, прививает трудолюбие и чувство ответственности. Общение детей с ограниченными возможностями, с животными, позволит частично реализовать реабилитационную функцию. В перспективе, для таких целей, мы планируем приобрести ослика, чтобы дети могли проходить курс реабилитации через занятия ипотерапией. Что является полезным для детей с различными формами ДЦП, для детей, имеющих некоторые психосоматические заболевания, страдающих неврозами.